- Толщиномер: для чего он нужен и стоит ли тратиться на его покупку
- Виды толщиномеров
- Как правильно использовать и откалибровать прибор
- Калибровка
- Видео: Настройке и калибровка толщиномера модель CHY 115
- Как проверить автомобиль толщиномером
- Видео 1: Как замерять толщину краски толщиномером
- Видео 2: Как замерять толщину краски толщиномером
- Что должны показать замеры?
- Видео: Как выбрать и что внутри толщиномера.
- Принцип действия толщиномера
- Как пользоваться толщиномером для лакокрасочных поверхностей автомобиля?
- Подготовка к измерению
- Калибровка устройства
- Калибровочная процедура
- А вы знаете, какая должна быть толщина краски вашего авто? — Таблица толщины лакокрасочных покрытий
- 10 лучших толщиномеров
- Carsys DPM 816 Pro
- R&D ET330
- Etari ET 555
- Yunombo YNB 100
- Horstek TC 715
- Novotest ТП-1М
- R&D TC100
- Etari ET 600
- All-Sun EM2271
- Что должен показывать толщиномер на целой машине
- Два типа устройств
- ГОСТ
- Калибровка толщиномера
- Принцип работы магнитного толщиномера
Толщиномер: для чего он нужен и стоит ли тратиться на его покупку
При оценке технического состояния подержанного автомобиля в первую очередь обращают внимание на кузов, если на нем есть какие-либо дефекты. Помимо очевидных повреждений, видимых невооруженным глазом, есть и другие, скрытые от отвлеченного взгляда. Чтобы точно сказать, есть ли у подержанного автомобиля скрытые дефекты, необходимо знать точную толщину краски кузова: если вы имели дело с дилерами подержанных автомобилей, то, возможно, заметили, что они носят с собой специальное приспособление с помощью из которых в течение двух-трех минут можно определить, участвовал ли автомобиль в аварии.
В некоторых случаях щуп может сэкономить много денег
Это прибор для измерения толщины краски. В умелых руках такое устройство помогает узнать много полезной информации о прошлом подержанного автомобиля.
Виды толщиномеров
Сегодня на рынке представлено несколько типов этого устройства с различными принципами работы, но наиболее распространенными среди автомобилистов являются ультразвуковые, магнитные, электромагнитные и вихретоковые щупы. Их цена и возможности, конечно, отличаются друг от друга, поэтому мы рассмотрим каждый вид и его специализацию отдельно.
Ультразвуковой толщиномер
- Ультразвуковые толщиномеры. Они представляют собой универсальное решение для проверки краски с помощью щупа — такой щуп для краски одинаково хорошо работает не только на металлических поверхностях, но и на композитах, керамике и пластике, что дает широкие возможности использования — вы можете качественно проверить краску с помощью ультразвуковой щуп не только на кузове, но и на декоративном элементе автомобиля, например, на пластиковом бампере или карбоновом вкладыше.
Единственный минус — цена. Стоимость простейшего ультразвукового щупа для покраски автомобилей начинается от 10 000 рублей. Однако такое устройство считается профессиональным, не ориентированным на рядового покупателя, поэтому этот недостаток, можно сказать, надуман.
Самый простой и самый неточный магнитный толщиномер
- Магнитные щупы. Они работают по следующему принципу: устройство содержит магнит, прикрепленный к стрелочному указателю. Вам просто нужно приложить щуп к кузову: чем тоньше слой краски на автомобиле, тем сильнее будет притяжение магнита к кузову, и стрелка будет больше отклоняться. Следовательно, чем меньше угол наклона стрелки, тем толще уровень покрытия на корпусе, что должно вас предупредить. К преимуществам щупов с магнитом можно отнести простоту использования, отсутствие батарейки и невысокую цену — стоит такой дешевый агрегат около 450 руб. Однако у таких толщиномеров есть недостатки. Более серьезно: низкая точность показаний. Эти устройства показывают более-менее правильные результаты, если слой покрытия не превышает 1,5 миллиметра.
Электромагнитный толщиномер CHY 113
- Электромагнитные толщиномеры для красок. Они считаются самыми надежными и практичными, так как дают наиболее точные результаты, а стоимость не превышает 3000 руб., К сожалению, есть недостатки. Проверять краску электромагнитным толщиномером имеет смысл только на поверхностях, обработанных железом. Такая сборка, как говорится, не потянет пластик и цветные металлы — помните об этом при покупке.
Вихретоковый толщиномер Et 11S
- Вихретоковые щупы. Его «фишка» — это возможность оценить толщину нанесенного покрытия на любой металл, кроме того, он обеспечивает наиболее точные результаты измерений. К недостаткам таких устройств можно отнести зависимость измерений от проводимости металла, толщины измеряемого покрытия. То есть при работе с медью, алюминием и другими металлами с хорошей проводимостью по току результаты измерений всегда будут точными. Но при использовании измерителя толщины краски, например, на железе, в измерениях будут появляться ошибки, иногда очень серьезные. Вихретоковый автомобильный щуп стоит около 5500 руб.
Как правильно использовать и откалибровать прибор
необходимо с умом использовать щуп, иначе это просто не имеет смысла. Вот несколько быстрых советов для тех, кто хочет продуктивно использовать щуп для проверки толщины автомобильной краски.
Покупайте умные. Чем дешевле щуп, тем ниже его функциональность — более дешевое решение для замеров поможет разобраться, зашпаклевана машина или нет, но с определением дополнительного слоя краски возникнут проблемы. Кроме того, не все поверхности можно измерить. Для работы с алюминием придется покупать устройство подороже, а для пластика придется раскошелиться на ультразвуковой щуп, цена которого не может быть ниже дешевой подержанной машины.
Чтобы не тратить зря деньги, купите автомобильный толщиномер у опытного специалиста или обратитесь к консультанту по продажам: объясните ему ситуацию, и он подскажет, какой прибор вам подходит.
Если у кого-то из ваших знакомых есть подходящий вам толщиномер, попросите его на время. Кстати, у некоторых автопроизводителей есть услуга по аренде толщиномера краски. Вместо покупки вы можете арендовать устройство за небольшую плату при покупке подержанного автомобиля.
Калибровка
Видео: Настройке и калибровка толщиномера модель CHY 115
Первое, что нужно сделать после покупки — это откалибровать. Очевидно, что щупы калибруются при производстве, но новый прибор необходимо проверять. Выполните калибровку в случае колебаний температуры или замены батареи.
Для калибровки толщиномера краски используются пластиковые или стальные эталонные пластины, на которые наносится слой краски определенной толщины. Например, если прибор работает со сталью и алюминием, в комплект входят стальные и алюминиевые пластины для калибровки. Также в комплекте идет калибровочная пленка, на которой производятся измерения.
Процесс калибровки:
Калибровочные пластины с фольгой
- Поместите щуп на желаемую пластину и сбросьте значения, отображаемые щупом.
- Затем поместите устройство на калибровочную пленку и подождите, пока устройство отобразит данные
- Цифры напечатаны на калибровочной пленке. Такое же значение должно быть на шкале щупа.
Если данные отличаются, отрегулируйте прибор так, чтобы показания на пленке и приборе совпадали. Если пренебречь калибровкой, это может иметь неприятные последствия в будущем.
Настройте толщиномер отдельно для каждого конкретного случая. Большинство современных щупов имеют функцию изменения диапазона измерения: всегда используйте эту функцию, так как она значительно снижает вероятность неправильных измерений.
Как проверить автомобиль толщиномером
Правильно используйте толщиномер. Это важно, потому что от этого зависит результат ваших измерений. Для измерений используйте следующий алгоритм:
Таблица толщины кузова для разных марок автомобилей
Перед работой с щупом и измерением толщины краски необходимо очистить автомобиль. На грязном корпусе показания прибора будут неточными.
С помощью щупа нанесите его на каждую часть кузова, начиная с переднего крыла (любого), а затем проведите вдоль всего тела. Измерения на каждой части кузова (капот, крыша, дверь, крыло и т.д.) проводят в 3-5 точках, желательно по краям и в центре. Прибор прикладывают перпендикулярно к части тела, при наклоне показания прибора будут неточными.
Обязательно проверьте краску внутри кузова — в салоне. Откройте дверь и измерьте толщину краски на стойках, измерьте краску рамы, которая будет доступна.
После завершения всех измерений рассчитайте среднее арифметическое для каждой части, сравните полученные значения между собой. Сделайте несколько измерений подряд, чтобы получить максимально точный результат. Всегда есть ошибка, поэтому никогда не доверяйте числам, полученным после измерения — лучше провести несколько измерений и вычислить среднее арифметическое, это обеспечивает максимальную надежность данных.
Видео 1: Как замерять толщину краски толщиномером
Обратите внимание на толстые участки кузова. При измерении учитывайте, что точки на теле с новой краской отличаются по толщине от точек, где есть только слой заводской краски, в большинстве случаев перекрашенные точки в 2-3 раза толще. Если при проведении замеров вы обнаружите участок, который на 100-150 мкм толще всего остального тела, можете быть уверены, что его перекрашивали. Если толщина превышает 160 мкм, то есть вероятность, что это место на кузове тоже было оштукатурено.
Бывают и противоположные ситуации: например, средняя толщина краски 110 мкм, а кое-где меньше, порядка 80-90 мкм. Почему? Видимо в этом месте корпус был отполирован полиролью, содержащей абразивные материалы: при такой полировке снимается небольшой слой покрытия.
Видео 2: Как замерять толщину краски толщиномером
При проведении замеров обращайте должное внимание на герметик и зазоры между элементами корпуса. Слой герметика наносится на места сварки деталей кузова, на дверях, на задней панели автомобиля, внутри капота. Если выясняется, что герметика нет или он нанесен неравномерно и болты не покрыты краской или есть сколы, значит деталь снята в ремонт или заменена на новую. Некоторые автосалоны с подержанными автомобилями специально не моют вашу машину, чтобы сделать проверку состояния герметика неудобной. Так что, если продавец не хочет сдавать машину на мойку, он может опасаться, что вы обнаружите много сколов.
Посмотрите на зазоры в дверях, багажнике, капоте автомобиля, когда они закрыты: если они другие или открывающиеся элементы прилипают к кузову, то, возможно, их заменили или нанесен дополнительный слой краски.
Используйте датчик для краски, чтобы определить местонахождение «перекрестков» на транспортном средстве. Это места слияния слоев покрытия с разных частей кузова автомобиля, без специальных приспособлений эти места не найти. Находятся переходы в тех частях тела, где детали открутить невозможно.
Любитель — не профессионал. Конечно, узнать о прошлом машины по толщине обивки — самый простой способ, но не всегда помогает. В гаражах не работают даже самые глупые люди, которые прекрасно знают толщину краски заводского кузова и адаптируют новый слой покрытия к диапазону, используемому производителем конкретной модели автомобиля.
Также в некоторых случаях разная толщина покрытия на теле является нормальным явлением. Детали автомобиля окрашиваются отдельно или с использованием разных технологий окраски, что, конечно же, влияет на толщину краски. Погрешность заводской окраски колеблется от 10 мкм до 35 мкм, при этом следует учитывать возможную погрешность измерений толщиномера автомобиля (2-4 процента).
Как видите, тонкостей много, поэтому не стесняйтесь обращаться к опытному человеку, который может буквально на глаз определить, обманывают они вас или нет.
Что должны показать замеры?
Как правило, на современных автомобилях толщина краски не превышает 200 мкм.
- Следовательно, если измерение с помощью щупа показывает 200–300 микрон краски, это указывает на незначительную перекраску, например, на покраску царапины. На технические характеристики автомобиля это не влияет, но дает повод торговаться.
- Если значения от 300 до 1000 мкм, то под краской есть шпатлевка, и это риск того, что со временем она потрескается и отвалится вместе с краской.
- Если цифры на щупе показывают больше 1000 микрон, значит, автомобиль попал в серьезную аварию и от покупки лучше воздержаться.
- Максимум, который может показать прибор — 2000 мкм, а это значит, что слой шпатлевки очень толстый.
Видео: Как выбрать и что внутри толщиномера.
Принцип действия толщиномера
Инструмент используется для измерения нанесенного покрытия. То есть при осмотре объекта прибор учитывает все лакокрасочные материалы, нанесенные на поверхность. Слой краски, наносимой на заводе-изготовителе, составляет примерно два миллиметра. В случае реставрационных работ наносится несколько слоев — шпатлевка, затем лак.
Поэтому показания прибора будут варьироваться от двух до трех миллиметров. Показания щупа могут быть выше при небрежной работе.
Если при самостоятельном изучении объекта была обнаружена поврежденная часть, необходимо изучить ее более подробно: измерить весь периметр этой части. Такие действия помогут вам понять масштабы повреждений и найти место удара.
Как пользоваться толщиномером для лакокрасочных поверхностей автомобиля?
Толщиномер — это предельно простое устройство, которое автоматически снимает все замеры, предоставляя своему владельцу готовые цифры толщины краски той или иной детали.
Вот несколько советов по использованию щупа для получения наиболее достоверной информации о состоянии кузова:
- Измерение толщины краски на кузовных деталях следует начинать с передних крыльев. Обойдя машину по периметру, можно получить наиболее полную информацию о состоянии кузова;
- Каждая часть измеряется в 4 ключевых точках: в центре, от крайней стороны к передней части автомобиля, от крайней стороны к задней части автомобиля и ниже;
- При обнаружении подозрительной толщины краски необходимо увеличить количество измеряемых точек;
- Не забудьте использовать щуп для измерения количества краски на крыше вашего автомобиля.
Небольшой удар по крылу автомобиля, который с тех пор хорошо отремонтирован, может сыграть роль покупателя. Если продавец не упомянул сломанную часть машины, но она была обнаружена с помощью щупа, вы можете попросить его дать ему хорошую скидку на машину.
Подготовка к измерению
Итак, узнайте свойства вашего щупа и свойства кузова интересующего вас автомобиля. Вы можете начать изучать это, но сначала вам нужно сделать некоторые предварительные приготовления.
Калибровка устройства
Для получения наиболее точных показаний рекомендуется откалибровать щуп перед сеансом измерения. Имеются в виду те устройства, которые поддерживают эту операцию (есть так называемые самокалибрующиеся модели). Точка калибровки заключается в том, чтобы вручную сообщить устройству точное значение показаний путем эталонного измерения в специальном режиме.
Что для этого нужно? В калиброванные щупы входят две, три или более металлических и пластиковых калибровочных пластин. Минимум, необходимый для калибровки, — это металлическая пластина (имитирующая основание корпуса) и пластиковая пластина (имитирующая окраску кузова).
вы можете выбрать любую металлическую пластину (не обязательно из заводского комплекта). Если устройство работает только с черными металлами, необходима пластина из ферромагнитной стали, а если устройство универсальное, его можно дополнительно откалибровать на алюминиевой диамагнитной пластине. Главное, чтобы обе пластины имели гладкую и чистую поверхность.
Но пластиковые калибровочные пластины являются эталоном толщины, и лучше всего использовать те, которые входят в комплект устройства. Обычно это стандартный стандарт толщиной 102 мкм. Но иногда к основному стандарту добавляют несколько других с разной толщиной, чтобы дважды проверить выполненную калибровку.
Калибровочная процедура
Для проведения процедуры калибровки подготовьте необходимые пластины (снимите защитную пленку с новых), включите прибор и сбросьте прибор до заводских настроек: обычно для этого необходимо провести пробное измерение металлической пластины и нажать кнопка «0», но это обязательно должно быть указано в инструкции к вашей модели.
Например, для триггера ET-111 это нужно сделать, но триггер ET-11S сбрасывается в исходные настройки в выключенном состоянии одновременным нажатием триггера и клавиши «0».
Во время этого тестового измерения уровень ошибки будет отображаться на экране. Если это значение равно «0», калибровка не требуется.
Для любых других указаний действуйте в соответствии со следующими пунктами:
- Поместите пластиковый эталон на металлическую пластину и тщательно измерьте толщину.
- Нажмите кнопку режима калибровки «K» («CAL» или аналогичную) на комбинации приборов).
- С помощью двух калибровочных клавиш (тип> <) выровняйте значение на экране в соответствии с эталоном — 102 мкм (оно указано на эталонной головке).
- Снова нажмите кнопку режима калибровки.
- Вот и все, щуп откалиброван: это немного похоже на установку времени и даты в электронных автомобильных часах.
установленную калибровку можно проверить: ее значения не должны отличаться от эталонных на ± 2-3 мкм, что не считается ошибкой.
Основная калибровка выполняется на стальной ферромагнитной пластине. В принципе, для универсального устройства это может быть ограничено, но для идеальной настройки описанная процедура также должна выполняться на алюминиевой пластине в соответствующем режиме nFe.
Для большей наглядности посмотрите это видео, в котором показан процесс калибровки толщиномера ETARI ET 111:
А вы знаете, какая должна быть толщина краски вашего авто? — Таблица толщины лакокрасочных покрытий
Статья по теме: Таблица толщины автомобильной краски: что такое краска, зачем она нужна, заводские нормы и максимальные допуски
Ваш прибор откалиброван и готов к использованию. Но сначала вам нужно ознакомиться с таблицей, в которой указаны пределы средней толщины краски для вашей марки автомобиля.
Здесь я привел таблицу с основными значениями, но в Интернете можно найти более подробные данные о заводской толщине краски. Однако эти значения лучше брать не из таблиц, а из технической документации исследуемого автомобиля.
Толщина указывается в микрометрах (MCM).
Вы должны помнить, что заводской диапазон толщины краски для большинства автомобилей составляет 70–150 мкм, а наиболее распространенные значения по-прежнему составляют 80–130 мкм.
Но есть следующие нюансы:
- Толщина заводского покрытия может быть разной на разных участках кузова, что зависит как от разных технологических способов нанесения, так и от физических свойств краски. Например, в центре крыши автомобиля толщина краски обычно меньше, чем по краям.
- Разница в значениях может быть между разными отдельными элементами корпуса, но для симметричных мест парных элементов она должна быть одинаковой.
- Несмотря на допустимые различия толщины заводской краски на разных элементах, эти значения не должны превышать 50 мкм для самого маленького и самого большого показателя. И в среднем этот показатель должен составлять 20-35 мкм (не считая 2-4% допустимой погрешности толщиномера, учтите это).
- Также следует знать, что заводская толщина лакокрасочного покрытия внутренних поверхностей кузова меньше внешних примерно на 40-60 мкм, учтите это.
Что еще?
также необходимо учитывать характеристики некоторых новых моделей щупов. Они обладают полезной способностью сообщать прибору ожидаемый диапазон предстоящих измерений, что значительно снижает вероятность ошибок из-за подтверждения связи или других факторов.
Полезная помощь:
Чтобы образно представить себе толщину краски, знайте, что среднее заводское покрытие примерно соответствует толщине человеческого волоса, которая составляет 75-110 мкм.
10 лучших толщиномеров
Carsys DPM 816 Pro
Измеритель толщины Carsys DPM 816 Pro предназначен для измерения толщины покрытия, нанесенного на металлическую основу. Толщиномер можно использовать для измерения толщины краски, определения состояния кузова, в процессах контроля толщины производственных покрытий. Толщиномер основан на принципе измерения вихревых токов и магнитной индукции. Толщиномер Carsys DPM 816 Pro позволяет измерять толщину покрытия на черных и цветных металлах, имеет функцию автоматического определения основы. Толщиномер имеет три переключаемых диапазона измерения: 0-3000 микрометров (с шагом измерения 1 микрон), 0-3 миллиметра (шаг измерения 0,01 мм) и 0-99 миль (шаг измерения 0,1 мил). Точность измерения ± 1%. Толщиномер имеет функцию самокалибровки. Размер экрана 20х33 мм. Щуп питается от одной батареи AAA. Одной батареи должно хватить на 400 часов работы или до 5 лет в выключенном состоянии.
R&D ET330
Толщиномер R&D ET330 — это профессиональный толщиномер, предназначенный для измерения толщины автомобильной краски. Толщиномер имеет три режима работы: режим Fe — для измерения толщины покрытия на основе из черного металла, режим nFe — для измерения толщины покрытия на основе из цветного металла (алюминий) и режим Fe + ZN — для измерения толщины покрытия толщина покрытия, нанесенного на основу из черного металла с нанесенным немагнитным слоем (краска-цинк-сталь). Режим Fe + ZN позволяет определить, оцинкован ли тот или иной элемент корпуса. Переключение из одного режима в другой происходит автоматически. Толщина измерения до 1500 мкм, шаг измерения 0,1 мкм. Точность измерения ± 3%. Данные измерений могут отображаться в микронах и миллиметрах. Толщиномер имеет функции калибровки нуля и многоточечной калибровки. Толщиномер питается от двух батареек AAA.
Etari ET 555
Измеритель толщины Etari ET 555 — это обновленная и улучшенная версия популярного измерителя толщины Etari ET 111. Измеритель толщины Etari ET 555 позволяет измерять толщину покрытия на черных и цветных металлах. Толщина измерения до 2000 мкм при измерении черных металлов и до 1000 мкм при измерении цветных металлов. Данные измерений могут отображаться в микронах и миллиметрах. Точность измерения ± 3% времени Время отклика и отображения результата составляет примерно 1 сек. Толщиномер оснащен светодиодом и ультрафиолетом. Толщиномер питается от двух батареек AAA.
Yunombo YNB 100
Толщиномер Yunombo YNB 100 подходит для быстрого определения двойного слоя краски и слоя шпатлевки на частях тела. Толщиномер Yunombo YNB 100 позволяет измерять толщину покрытия на черных и цветных металлах. Толщина измерения до 1800 мкм, шаг измерения 50 мкм. Точность измерения ± 10 мкм. Время отклика и отображения результата составляет примерно 1 сек. Толщиномер оснащен функцией самокалибровки, подсветкой дисплея, функцией автоматического отключения. Толщиномер питается от двух батареек CR2032.
Horstek TC 715
Измеритель толщины Horstek TC 715 предназначен для измерения толщины покрытия, нанесенного на основу из черных или цветных металлов. Один из самых простых толщиномеров на рынке. Толщина измерения до 700 мкм, шаг измерения 10 мкм. Время отклика и отображение результата составляет примерно 1,5-2 секунды. Точность измерения ± 5%. Толщиномер имеет функцию автоматического определения типа опоры. Есть функция автокалибровки. Толщиномер включается автоматически, когда его подносят к проверяемой детали. На экране отображается толщина покрытия в микронах и тип подложки: Fe — для черных металлов и nFe — для цветных металлов. При превышении диапазона 200 микрон для неокрашенных деталей включается звуковой сигнал. Щуп отключается через 30-40 секунд после прекращения использования. Толщиномер питается от трех батареек ААА.
Novotest ТП-1М
Толщиномер Новотест ТП-1М — профессиональный прибор, предназначенный для измерения толщины диэлектрических и электропроводящих покрытий на металлических подложках. Толщиномер позволяет измерять толщину лакокрасочных, битумных, гальванических и других покрытий. Толщина измерения до 60 мм. Точность измерения ± 3%. К толщиномеру можно подключить различные дополнительные датчики, что значительно расширяет возможности прибора. Толщиномер питается от двух батареек AAA.
R&D TC100
Толщиномер R&D TC100 предназначен для измерения толщины покрытия, нанесенного на металлическую основу, состоящую из черных или цветных металлов. Один из самых дешевых и простых в использовании измерителей толщины краски. Толщина измерения до 1300 мкм, шаг измерения 0,1 мкм. Точность измерения ± 3%. Данные измерений могут отображаться в микронах и миллиметрах. Толщиномер имеет функции калибровки нуля и многоточечной калибровки. Дисплей с диагональю 1,9 дюйма. Питание толщиномера осуществляется от аккумуляторной батареи 6Ф22 («Крона» 9В).
Etari ET 600
Измеритель толщины Etari ET 600 предназначен для измерения толщины лакокрасочного покрытия, нанесенного на все типы металлических поверхностей (черные и цветные металлы). Толщина измерения до 1500 мкм. Толщиномер оснащен функцией автоматической калибровки, просто откалибруйте при замене батарей и проведите проверку после 500 измерений. Имеется функция запоминания последних 20 измерений с анализом среднего значения измерений, максимальных и минимальных результатов. Результаты измерения могут отображаться на щупе в микронах и миллионах (мил). Точность измерения ± 1,8-2,2%. Время отклика и отображения результата составляет примерно 1 сек. Дисплей диагональю 3,5 дюйма. Толщиномер питается от двух батареек AAA.
All-Sun EM2271
Толщиномер All-Sun EM2271 предназначен для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобилей. Один из самых дешевых и простых в использовании автомобильных щупов. Позволяет измерить толщину покрытия на стальных и алюминиевых элементах. Толщина измерения до 2000 мкм, шаг измерения 0,1 мкм. Точность измерения ± 2%. Данные измерений могут отображаться в миллиметрах и фрезах. Толщиномер питается от батареи CR2032.
Что должен показывать толщиномер на целой машине
Если машина не повреждена, не ремонтировалась и не перекрашивалась, щуп должен показывать толщину красочного слоя не более 200 мкм. Как правило, как уже указывалось выше, средние значения составляют от 70 до 150 мкм. В итоге такие показания говорят о том, что с кузовом все в порядке. Если средние значения выше, это уже можно считать признаком разбитой машины. И чем толще красочный слой, тем серьезнее повреждения.
Для примера приведем таблицу со значениями толщины краски на некоторых популярных моделях автомобилей.
Режиссер | Модель автомобиля | Толщина краски, мкм |
Audi | A1, A3, A4, A5, A7, A8 | 100–140 |
Q3, Q5, Q7 | 110–165 | |
BMW | серия 1, серия 2, серия 3, серия 5, серия 7 | 100–165 |
X1, X3 | 90-110 | |
X5, X6 | 120–165 | |
BYD | F3 | 75–100 |
Кадиллак | Эскалейд, CTS | 120–150 |
Chery | Амулет, Тигго | 100–120 |
Шевроле | Ланос, Авео, Круз, Каптива, Лачетти, Нива | 80–135 |
Citroen | C5, C-Elysse | 110–140 |
C4, C3, Пикассо, Берлинго | 75-125 | |
DS4 | 205–230 | |
Daewoo | Нексия, Матиз | 90–120 |
Fiat | Альбеа, точка | 100–140 |
Форд | Фокус | 150–170 |
Исследователь, Куга | 135–150 | |
Mondeo | 115-130 | |
Hyundai | Акцент, IX35, I30, I40, SantaFe, Elantra | 70-110 |
Тусон, Солярис, Соната | 90–130 | |
Хонда | Соглашение | 135-155 |
Гражданский | 105-135 | |
Подходит, CR-V | 80–100 | |
УТКА | Sportage, Sorento, Cerato, Cee’d, Picanto | 100–145 |
Соул, Рио, Венга, Оптима | 120–150 | |
Quoris | 150–180 | |
Лексус | RX, ES, LX | 140–160 |
CT, GX, LS | 120–150 | |
Mazda | 3, 6 | 85-110 |
CX-7, CX-5 | 90–120 | |
Мерседес Бенц | ТАМ ЕСТЬ | 150–170 |
GL, ML | 100–140 | |
С | 160–190 | |
Mitsubishi | L200, Outlander XL, ASX | 70-95 |
Лансер, Паджеро | 100–125 | |
Nissan | X-trail, Patrol, Juke, Qashqai, Murano, Tiida, Pathfinder | 80–120 |
Альмера, Теана | 120–140 | |
Опель | Astra, Corsa, Mocca, Zafira, Insignia, Vectra | 110–160 |
Пежо | 208, 308, 508, 3008 | 100–120 |
Renault | Логан, Колеос | 70-130 |
Флюенс, Дастер, Меган, Сандеро | 100–140 | |
Шкода | Octavia, Yeti, Superb, Fabia, Roomster | 100–145 |
Сузуки | Гранд Витара, SX4, Swift, Всплеск | 85-115 |
Тойота | LC200, Camry, Highlander, Auris, Verso | 95-130 |
Авенсис, Королла, Прадо, Приус, РАВ4 | 80-110 | |
Фольксваген | Поло, Гольф | 80-110 |
Тигуан, Пассат, Кэдди, Мультиван, Амарок | 105-140 | |
Туареги, Джетта | 140–180 | |
Вольво | S40, S60, XC90 | 100–150 |
Лада, ВАЗ | Калина, настоятельница | 60–100 |
Гранта, Нива | 110–140 |
При этом помните, что разные части и разные их области в большинстве случаев по умолчанию имеют разную толщину красочного слоя. Поэтому допустимы небольшие отклонения от центра к краям. Однако они должны быть действительно маленькими, в пределах 50 микрон. При этом симметрично расположенные детали на заводе всегда окрашиваются одинаково, поэтому, если щуп на левом крыле показывает более высокое значение, чем на правом, это можно считать доказательством ремонта.
Конечно, щуп не следует рассматривать как панацею, позволяющую выявить абсолютно любые повреждения — современные автомобильные кузова позволяют восстанавливать детали практически с заводской точностью. Однако такие случаи пока редки, поэтому в большинстве случаев такое устройство будет действительно кстати.
Два типа устройств
Ультразвуковые толщиномеры обычно делятся на два типа: коррозионные и прецизионные.
Одно из наиболее важных применений — определение остаточной ширины стенок металлических труб, резервуаров, конструктивных элементов и сосудов под давлением, подверженных внутренней коррозии и невидимых снаружи.
Для этого предназначены ультразвуковые толщиномеры коррозии. Они используют оптимизированные методы обработки сигналов для определения минимальной остаточной ширины стенок в грубых и ржавых образцах с помощью специальных двухэлементных датчиков.
В остальных случаях рекомендуется использовать высокоточные инструменты с одиночными датчиками — для металлов, пластмасс, стекловолокна, композитов, резины и керамики. Был разработан широкий спектр прецизионных датчиков, которые могут измерять с точностью ± 0,025 мм и выше, что превышает характеристики измерителей коррозии.
Условно щупы можно разделить по принципу действия, в зависимости от того, какие типы щупов различают:
- Магнитный. Самые простые и дешевые устройства по цене, основанные на совместной работе магнита и нескольких датчиков. Когда устройство подносят к поверхности металлического тела, оно притягивается к магниту, и специальные датчики в устройстве определяют силу притяжения. Кроме того, на основе полученных данных о силе притяжения устройство рассчитывает толщину краски. Конечно, чем меньше расстояние между магнитом и металлом, тем больше сила тяжести. К недостаткам магнитных щупов можно отнести довольно значительную погрешность измерения.
- Электромагнитный. Более дорогие и точные устройства, основанные на принципе электромагнитной индукции или с датчиками Холла. Толщиномеры этого типа отличаются довольно высокой точностью измерения, но предназначены только для измерения красок на железных поверхностях, не содержащих цветные металлы. В результате электромагнитный толщиномер не подходит для измерения красок на алюминии, который часто используется в автомобилях дорогих марок (алюминиевая крышка капота, различные кузовные вставки). Наиболее популярные модели электромагнитных толщиномеров: CHY113, ET10P, ET110.
- Вихретоковый. В отличие от электромагнитных толщиномеров, вихретоковые датчики могут измерять толщину краски на большем количестве материалов. Однако у них есть своя особенность: максимальная точность измерения краски достигается на элементах кузова с высокой проводимостью. Например, вихретоковый толщиномер может безошибочно определить толщину лакокрасочного покрытия на алюминиевой или медной поверхности, но измерение толщины лакокрасочного покрытия на обычной железной поверхности даст результат с большой ошибкой. Еще одним недостатком вихретоковых щупов является их высокая чувствительность к влажности, поэтому измерение часто заканчивается «коротким замыканием» электродов при работе в условиях повышенной влажности. К тому же у них довольно большая рабочая зона, от которой сложно проводить измерения на криволинейной поверхности.
- Ультразвуковой. Этот вид щупов можно отнести к самым дорогим, профессиональным и универсальным (или комбинированным) приборам, позволяющим измерять лакокрасочное покрытие на любом материале (металлические детали кузова, бамперы, декоративные пластиковые вставки и т.д.). Наиболее популярные модели универсальных толщиномеров: CHY115, ET11P, ET111
ГОСТ
Для настенных индикаторов и щупов с градуировкой 0,01 и 0,1 мм технические условия регламентированы действующим ГОСТ 11358-89, для ультразвукового исполнения введен ГОСТ 28702-90, для приборов радиоизотопных — ГОСТ 18061-90.
Некоторые толщиномеры внесены в Государственный реестр средств измерений и имеют соответствующие метрологические сертификаты.
Это означает, что для этих устройств установлены официальные правила метрологической поверки и технические стандарты.
Регистрация в Государственном реестре фактически подтверждает законность использования инструмента на территории Российской Федерации.
Калибровка толщиномера
Калибровка толщиномера — это процесс установления равенства показателей прибора фактической толщине покрытия с учетом допустимой погрешности. Его проводят перед первым измерением, а затем не реже одного раза в 3-4 месяца. При этом важно знать, что настройки могут быть потеряны чаще, если прибор редко используется или хранится в неотапливаемом помещении зимой или, наоборот, при высокой температуре окружающей среды (выше + 28 ° C).
Для калибровки прибора используются две пластины: одна — пластик, играющий роль краски, вторая — образец нулевого металла, пригодный для измерений для каждого конкретного толщиномера.
Процесс выглядит так:
- включить устройство;
- уложите металлическую пластину горизонтально;
- нажмите кнопку калибровки;
- установить прибор на пластину прочно, но без усилия, прижимая датчик к образцу;
- сбросить полученные показания;
- положить образец пластика на металлическую пластину;
- принять меру;
- сравните результат с эталонным значением, указанным на пластиковом образце.
Если получены неверные данные, повторите калибровку. Если результатом являются неверные данные или ошибка превышает стандарт, установленный производителем, вам следует обратиться за помощью в магазин или сервисный центр.
Принцип работы магнитного толщиномера
Магнитные и электромагнитные устройства используются для работы с металлами. Рассмотрим особенности работы электромагнитных щупов, которые наиболее востребованы при работе с автомобилями.
Принцип действия электромагнитных устройств основан на создании магнитного поля. Чтобы понять особенности этого явления, рассмотрим пример:
- Представьте, что есть лист металла, покрытый краской.
- Внутри прибора установлен магнит с проводником. Именно наличие в устройстве проводника отделяет электромагнитные устройства от магнитных, в которых используется указатель.
- Проводник находится между магнитом и объектом, толщину краски необходимо определить.
- На концах проводника из-за электромагнитного поля индуцируется ток и создается разность потенциалов. Значение напряжения учитывается микропроцессором, который пересчитывает его и отображает на дисплее цифрами толщину краски.
- Чтобы понять принцип работы такого устройства, необходимо знать, что чем выше плотность краски на металлической пластине, тем меньше величина магнитного поля, создаваемого между проводником и стальной пластиной. Это означает, что в проводнике будет индуцирована меньшая электродвижущая сила.
- На основе значения ЭДС микропроцессор отобразит соответствующее значение толщины в микронах или миллиметрах.
Принцип работы электромагнитных устройств несложен для понимания даже тем, кто не знаком с основами электротехники. Именно благодаря простоте конструкции счетчики отличаются удобством, достаточной точностью и эффективностью использования.
это интересно! Электромагнитного толщиномера будет достаточно, чтобы определить качество краски на подержанных автомобилях.