Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях

Содержание
  1. Регулировка динамометрического ключа щелчкового типа
  2. Динамометрический ключ стрелочный: как пользоваться правильно?
  3. Устройство и принцип работы динамометрического ключа
  4. Индикаторного типа
  5. Электронный индикатор
  6. Щелчковый механизм
  7. Общие правила по использованию инструмента
  8. Щелчкового типа
  9. Торсионного типа со стрелкой-указателем
  10. Динамометрический электронный прибор
  11. С рожковыми насадками
  12. Критерии выбора приспособления
  13. Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?
  14. Так называемая трещотка
  15. Как работает система?
  16. Измерительная шкала
  17. ГОСТ
  18. Сертификаты
  19. Погрешность
  20. Калибровка и поверка
  21. Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом
  22. Основные резьбовые соединения в двигателе
  23. Динамометрический ключ своими руками — экономим на покупке
  24. Для чего нужен динамометрический ключ?
  25. Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?
  26. Так называемая трещотка
  27. Как работает система?
  28. Измерительная шкала
  29. Варианты самодельных динамометрических ключей
  30. Универсальная таблица затяжки болтов
  31. Устройство динамометрического ключа и его разновидности
  32. Стрелочный динамометрический ключ
  33. Варианты самодельных динамометрических ключей
  34. Щелчковый динамометрический ключ
  35. Затягивание свечей динамометрическим прибором щелчкового типа
  36. Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа?
  37. Предельные усилия для затяжки болтов
  38. Как пользоваться динамометрическим ключом, видео инструкция
  39. Электронный динамометрический ключ
  40. Медиа

Регулировка динамометрического ключа щелчкового типа

Для обеспечения правильных моментов затяжки болтов и гаек требуется точный инструмент для измерения усилия.

Чтобы внешний динамометр не крепился к ручке, выпускается довольно удобное приспособление — динамометрический ключ. Однако многие автомобилисты не умеют им пользоваться: особенно, если инструмент оснащен регулятором регулирующего усилия вместо измерительной шкалы.

Несмотря на единый принцип использования динамометрического ключа — обеспечение определенного усилия при затяжке крепежа, технология работы у разных моделей существенно различается.

Динамометрический ключ стрелочный: как пользоваться правильно?

Как хранить динамометрический ключ

В отличие от инструмента предыдущего типа, у клавиши со стрелкой нет возможности заранее установить силу. Значения прилагаемой силы необходимо контролировать в процессе эксплуатации, что может показаться не очень удобным, особенно в труднодоступных местах. В то же время точность измерений оставляет желать лучшего, так как к крепежам можно приложить большее усилие, поэтому при работе следует проявлять особую осторожность.

Как работает динамометрический ключ этого типа? Принцип работы довольно простой. Во время работы ручка со шкалой значений перемещается на определенный угол, а указатель остается неподвижным.

Как хранить динамометрический ключ

Перед тем, как использовать такой динамометрический ключ, необходимо изучить значения измерений шкалы и определить положение руки, при котором работа должна быть завершена. Ключевая шкала может иметь разные значения для измерения силы. Это может быть не только обычный Н / м, но и кг / мес в фут-фунтах (фунт-сила / фут), поэтому перед затяжкой необходимо точно определить, на каком значении шкалы прекратить приложение силы.

Как пользоваться динамометрическим ключом со стрелкой :

  1. Определите по шкале точно необходимое значение;
  2. Плавно, без резких движений затяните резьбовое соединение, сверяя показания индикатора по шкале;
  3. Закончите работу, когда будут достигнуты необходимые усилия.

Посмотрев видео, станет понятно, как правильно пользоваться динамометрическим ключом со стрелкой.

Устройство и принцип работы динамометрического ключа

Для начала попробуем разобраться в единицах измерения. Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр (Нм или Нм). Чтобы применить это значение на практике, достаточно вспомнить простое определение школьного курса физики: 10 Нм — это сила в 1 кг, приложенная к 1-метровой руке.

Любая шкала динамометрического ключа маркируется по этому принципу.

Рассмотрим различные конструкции инструментов.

Это самая дешевая, удобная и простая в использовании версия. На рукоятке есть шкала с указанием значения крутящего момента.

К наконечнику с угольником прикреплены две штанги (для установки торцевых головок): рычаг и стрелка. При затяжке крепежа ручка изгибается под калиброванным углом.

В результате шкала сдвигается относительно неподвижной стрелки. Механик устанавливает необходимое значение в ньютонах на метр и в нужный момент прекращает затяжку.

Преимущество — невысокая стоимость и возможность проверить результат «в реальном времени». Есть и минусы:

  • довольно большая погрешность — до 8%;
  • качество работы во многом зависит от твердости рук оператора. Высокая вероятность перетяжки гайки.

Однако работать с таким инструментом можно, и он довольно часто встречается в гаражах автомобилистов.

Индикаторного типа

Принцип работы такой же, как и у указателя, но отображение результата более точное. Головка имеет поворотный механизм со спиральной пружиной. К нему механически крепится компаратор со шкалой в Нм.

Поворачивая рычаг, кузнец создает силу, отклоняющую механизм поворота. Крутящий момент отображается стрелочным индикатором. Такой динамометрический ключ удобно использовать только на открытом пространстве, когда индикатор проверяется визуально.

Если необходимо затянуть крепеж в полой полости, лучше выбрать инструмент с фиксатором-стрелкой. После снятия нагрузки индикатор сохраняет показания, затем стрелку сбрасывают с помощью кнопки.

Затягивание происходит поэтапно: с постепенным увеличением усилия. Погрешность такого динамометрического ключа обычно не превышает 6%.

Электронный индикатор

На первый взгляд, технология такая же, как у указателя. Пружинный механизм в головке фиксирует крутящий момент, который отображается на электронном дисплее.

Вот как работают простейшие экземпляры. Но если вы хотите использовать динамометрический ключ максимально эффективно, лучше купить комплект с дополнительными функциями.

Какие опции могут присутствовать на электронном табло?

  • выбор единиц измерения (Нм, кг / см, кг / м и др.);
  • установка максимального результата (сброс кнопкой);
  • звуковая индикация.

Остановимся подробнее на последнем параметре: вы заранее устанавливаете лимит отклика. При достижении установленного значения крутящего момента раздается звуковой сигнал. Инструмент с этой опцией удобно использовать при ограниченном доступе, когда работа фактически выполняется «на ощупь».

Погрешность порядка 5% -6%, при визуальном контроле результата точность затяжки все же зависит от твердости руки.

Инструмент показывает только силу, приложенную к рукоятке. Ограничений по затяжке нет, поэтому при неосторожном обращении можно повредить обслуживаемый агрегат. При работе с ответственными элементами крепления (ГБЦ, впускной и выпускной коллекторы, механизмы ГРМ) нужно быть предельно осторожным.

Щелчковый механизм

Такое устройство напоминает обычную храповик с цилиндрической головкой. Внешнее отличие — более толстая горловина с заметными делениями шкалы.

Это классика жанра, применяемая как в автомастерских, так и в частных гаражах. Динамометрический ключ с защелкой можно использовать без риска повреждения оборудования или компонентов, которые необходимо установить.

При достижении установленного значения крутящего момента активируется ограничитель. Гайку (болт.

Как работает система? Внутренняя структура на иллюстрации:

Направленная звездочка (1) расположена внутри головки, как у обычного храповика. Вместо традиционного храповика в динамометрическом ключе используется фиксирующий механизм (2). Его принцип действия — не остановить скольжение, а ограничить усилие.

Вращающаяся часть ручки (3) имеет регулировочную штангу (4), которая находится в подпружиненном состоянии. Пружина (5) удерживает стопорный механизм до тех пор, пока не будет превышено установленное значение крутящего момента.

Общие правила по использованию инструмента

Сам инструмент представляет собой стержень с ручкой на одном конце и индикаторным механизмом на другом. Клеммная головка или соединительная розетка для открытого торцевого соединения (гайка или муфта) устанавливается на рабочем конце ручки).

Ключи снабжены сигнальными и регулирующими механизмами, как с предохранителем от защемления, так и без них.

Далее мы рассмотрим наиболее часто используемые в работе виды динамометрических ключей.

Щелчкового типа

Часто автомобилисты покупают именно такой ключ благодаря высокой точности измерения, прочности и наличию удобной шкалы с регулировкой. Таким ключом невозможно перетянуть провод, так как предусмотрен предохранитель.

Главное знать, как правильно работать с таким изделием. Суть в том, что нужно заранее установить желаемое значение максимального усилия (момента затяжки).

После этого проводится обычная затяжка соединения (болта или гайки) до появления хорошо слышимого щелчка. Этот звук сигнализирует о том, что требуемый параметр достигнут. Примечательно, что в дальнейшем устройство перейдет в режим «скольжения» и перетащить соединение не удастся.

Торсионного типа со стрелкой-указателем

У таких клавиш есть одна особенность — большие габаритные размеры. Непосредственно на самой ручке есть шкала, с помощью которой производятся необходимые измерения. Этот ключ нельзя предварительно настроить, результат затяжки получается после.

Рекомендуется использовать только в машинах и механизмах, где обеспечивается средний уровень точности затяжки.

При использовании указательного инструмента ручка перемещается относительно шкалы в направлении приложения силы. Стрелка остается неподвижной.

Чтобы сделать измерение максимально точным, нужно пошагово выполнить следующие действия:

  1. Заранее найдите на шкале место, которого должен достичь стрелок при приложении максимального усилия;
  2. Затягивайте плавно и последовательно, достигая указанной позиции на шкале;
  3. Если требуется дополнительное усилие, инструмент снимается, затягивается обычным ключом и перепроверяется.

Динамометрический электронный прибор

Использование этого инструмента оправдано при сборке оборудования, требующего высокой точности зажима. Информация отображается на ЖК-дисплее (момент затяжки в Нм). Достоинством шаблонов является возможность сохранять настройки во время работы.

Настройка данных выполняется согласно инструкции с помощью специальных кнопок. Это довольно удобно и просто, а время — огромная. Такие устройства выгодно использовать на конвейерной сборке, когда необходимо выполнить повторяющуюся операцию несколько раз.


Сигнализирует о том, что указанный момент затяжки был достигнут с высокой точностью. Также существуют специальные электронные переходники, которые устанавливаются на трещоточный ключ.

С рожковыми насадками

Эти клавиши имеют тот же принцип действия, что и стрелки, но с другим внешним видом. Разница в получении более точных результатов. Момент затяжки обеспечивается поворотным механизмом со спиральной пружиной.

К этому механизму подключен компаратор со шкалой измерения в Нм, рычаг вращается по принципу, аналогичному работе с гаечным ключом. Кузнец создает необходимое количество усилий, которое отображается на шкале за счет отклонения циферблатного индикатора.


Критерии выбора приспособления

От правильного выбора инструмента зависит качество выполняемых работ, длительность и устойчивость механизмов, проходящих техобслуживание. В первую очередь следует определиться с размером ключа. Специфика выполняемых работ может потребовать участия одного или нескольких типов, что позволяет использовать насадки разных размеров.

Внимание! Выбирая ключ, не стоит заставлять себя покупать универсальные модели с широким ассортиментом. Чем больше универсальность, тем больше погрешность инструмента. Лучше покупать побольше ключей с меньшим радиусом действия, они обеспечат высокую точность измерения.

Кроме того, следует учитывать условия работы, конфигурацию обслуживаемых механизмов. Эти факторы определяют желаемый механизм индикации клавиш. Если работа выполняется при недостаточном освещении, плохой видимости или между множеством элементов конструкции, которые скрывают инструмент и мешают визуальному контролю прочности, лучшим выбором будет постоянный гаечный ключ. Если вам нужно работать с постоянно меняющимися параметрами затяжки, вам нужно обратить внимание на указывающие устройства, которые демонстрируют величину силы в данный момент. Электронные устройства используются для достижения высокой точности, хотя они самые дорогие.

Не менее важным моментом станет выбор ключевого производителя. Специалисты не согласны, так как специфика работы и требования к точности инструмента у всех разные. Некоторые считают, что следует использовать только продукцию из Германии или другой европейской страны. Остальные вполне обоснованно рекомендуют тайваньские или китайские образцы. При выборе производителя необходимо сравнить технические характеристики инструмента, его цену и собственные потребности и возможности. Лучшим выбором станет тот прибор, который наиболее гармонично сочетает в себе возможности и потребности.

Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?

Есть два конструктивных решения: ограничение крутящего момента и визуальный контроль процесса. Рассмотрим подробно каждый из них.

Так называемая трещотка

Внешне он мало чем отличается от обычного храпового рычага для торцевых головок. Фактически, это все. Только храповой механизм с регулируемой силой срабатывания превратил обычную рукоятку в динамометрический ключ. Секрет кроется в конструкции с храповым механизмом. Позволяет шестеренке катиться в любом направлении.

В обратном направлении при втягивании ручки для следующего поворота головы усилие минимально. Но в направлении работы, где приложено усилие, зуб храповика соскакивает с шестерни при достижении заданного значения.

В рукоятке штока находится вращающееся сопло. Отрегулируйте натяжение пружины храпового механизма.

Как работает система?

При достижении заданного значения крутящего момента шестерня начинает буксовать. Ручка поворачивается с характерным звуком, но гайка не затягивается.

Динамометрический ключ с храповым механизмом является полуавтоматическим. Позволяет затягивать гайки, не опасаясь чрезмерного затягивания.

Измерительная шкала

Динамометрический ключ не имеет механизма ограничения крутящего момента, но к поворотному механизму прикреплен циферблат или цифровой динамометр. Когда к ручке прикладывается сила, указатель изгибается, и значение прилагаемой силы может быть зафиксировано.

Динамометрический ключ с измерительной шкалой
Принцип работы довольно прост: стрелка остается неизменной от головки ключа, а ручка изгибается, как пружина торсиона. В результате шкала перемещается относительно стрелки пропорционально приложенной силе.

Недостаток этой модели — отсутствие автоматического ограничителя. Просто проверьте силу, приложенную к ручке. Это позволяет проводить более точные измерения (в отличие от храповика, который работает незаметно), но при дозировании усилия существует вероятность механической ошибки.

самодельный динамометрический ключ с храповым механизмом сделать сложно, технология требует металлообрабатывающих станков и прецизионной калибровки. А вот инструмент с динамометром для домашнего мастера вполне доступен.

ГОСТ

ГОСТ 33530-2015 был разработан для монтажного инструмента, предназначенного для стандартизированной затяжки резьбовых соединений, особенно для динамометрических ключей и отверток.

Поверка проводится в соответствии с Государственной системой обеспечения единства измерений ГОСТ 8.541-86, п. 2.1.2.

Динамометрические ключи от производителей WERA, NORGAU, KING TONY, Jonnesway (Jonesway) и Tohnichi сертифицированы в России и зарегистрированы в государственном реестре средств измерений, поэтому могут использоваться на объектах, где предъявляются высокие требования к точности крутящего момента и работают с самые сложные резьбовые соединения, если не истек срок поверки.

Как правило, фирменные «колонки» высшего качества, имеют высокие характеристики и небольшую погрешность, которая указывается в паспорте прибора.

Кроме того, сертификаты должны быть включены в число документов, прилагаемых к средствам измерений.

Сертификаты

Хотя этот инструмент называется ключом, по сути это измерительный прибор, который должен иметь соответствующие документы: паспорт прибора с отметкой метрологической лаборатории о поверке, сертификаты и т.д.

Сертификат калибровки, также известный как сертификат проверки, указывает на то, что прибор был протестирован в лабораторных условиях, чтобы установить точность и неточность устройства.

Проверка проводится при разных усилиях зажима, в результате устанавливаются реальные значения.

Ключи, подходящие для международного использования, включая регион ЕС, должны соответствовать процедурам калибровки ISO 6789, тип I, класс B.

Погрешность

Производители заявляют погрешность в 3-4% для качественных фирменных динамометрических ключей, что говорит о достаточно высокой точности таких устройств.

Точность некоторых моделей этого инструмента достигает 99%.

Калибровка и поверка

Все средства измерений, внесенные в реестр, должны быть поверены в сроки, установленные стандартами, их использование без поверки не допускается.

Согласно средним стандартам, динамометрические ключи необходимо проверять один раз в год или каждую тысячу рабочих циклов.

Важно!

Прибор, требующий поверки, должен быть откалиброван самостоятельно, и запрещается вмешиваться в его устройство.

В то же время ничто не мешает вам откалибровать устройства, используемые в условиях, когда поверка необязательна.

Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом

Обозначить устройства несложно. Вы просто читаете показания и видите пару. Но механизм щелчка требует привыкания и правильного понимания делений шкалы. Примерные показания нанесены на неподвижном стержне рукоятки. Точные деления на вращающейся части.

На рисунке показаны отметки 98 Нм и 2 Нм (на ручке). Значения суммируются: в сумме получается 100 Нм. Чтобы затянуть колесные болты автомобиля таким динамометрическим ключом (например, значение 120 Нм), необходимо установить 112 Нм на неподвижной рукоятке и 8 Нм на рукоятке поворотный.

Если вы понимаете общий принцип, пользоваться инструментом будет удобно.

Возможны различные варианты разметки:

При этом для всех типов ручек существует общее правило: в конце откручивается запорное колесо, выставляется значение, после чего механизм снова затягивается. Большинство динамометрических ключей этого типа еще проще.

Храповик не крутится, слышен только громкий щелчок. В принципе, это ничего не меняет: сразу после характерного звука следует останавливать выстрел.

Моменты затяжки болтов и гаек указаны в инструкции по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля. Таблица не универсальна: крепежи с одинаковым метрическим размером могут иметь разные показатели в разных узлах.

Момент затяжки колесных болтов на автомобилях одного производителя (установленных на одной платформе) также может отличаться. Например, Volkswagen Passat — 120 Нм и одноплатформенный Volkswagen Sharan — 170 Нм.

Настоятельно рекомендуется соблюдать заводские настройки, иначе можно повредить узлы и агрегаты. Но бывают ситуации, когда информация недоступна. В этих случаях поможет таблица болтов с динамометрическим ключом.

Основные резьбовые соединения в двигателе

Перечень основных резьбовых соединений двигателя и особенности их затяжки:

  • Голова (голова). Узел очень важный, поэтому при подключении его к блоку важно соблюдать не только момент затяжки, но и порядок затяжки болтов. Как правило, ГБЦ затягивают с довольно большим моментом, начиная от центра блока к краям за несколько проходов. Обязательно проверьте эту информацию в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля (для каждой модели двигателя номера и порядок могут отличаться)!
  • Крышка клапана. Из-за небольшого диаметра монтажных шпилек клапанной крышки соблюдайте особую осторожность при затяжке и не превышайте требуемый момент затяжки. Порядок затяжки и момент затяжки также указаны в руководстве.
  • Свечи и свечи накаливания. Затягиваются в произвольном порядке, но очень осторожно, так как при повреждении проводов в моторе потребуется дорогостоящий ремонт.
  • Также будьте осторожны при затяжке форсунок: из-за их небольшого диаметра резьбу легко повредить.
  • Крепления двигателя необходимо подтянуть после полной установки двигателя, когда он уже опирается на него своим весом. Если надувные подушки безопасности будут затянуты до того, как двигатель будет полностью на них опираться и домкрат будет снят, они быстро порвутся во время использования.

Этот порядок затяжки ГБЦ чаще всего используется для рядных четырехцилиндровых двигателей

Итак, теперь вы знаете основные правила работы с резьбовыми соединениями. Если у вас нет динамометрического ключа, но вам нужно что-то подтянуть в двигателе, лучше позаимствовать или одолжить такой ключ у кого-нибудь. В крайнем случае используйте самодельный, но не затягивайте гайки «на глаз», это скорее повредит и двигатель, и ваш кошелек, ремонт ДВС в подержанных машинах — удовольствие недешевое.

Динамометрический ключ своими руками — экономим на покупке

Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях?

В инструкции по эксплуатации автомобиля часто можно встретить таблицы с указанием моментов затяжки крепежа.

особенно важно соблюдать значение на таких деталях, как впускной коллектор, головки цилиндров, шарниры подвески. Руководители АЗС используют специальный инструмент — динамометрические ключи.

Это дорогостоящая вещь: если она используется эпизодически, покупка нецелесообразна. Поэтому многие автолюбители, обслуживающие автомобили своими силами, делают динамометрический ключ своими руками.

Совершенно бесплатно инструмент сделать не получится — хотя бы нужен заводской ключ, а также устройство, фиксирующее крутящий момент.

Для чего нужен динамометрический ключ?

на сопрягаемых деталях требуется определенный момент затяжки для равномерного прилегания плоскостей. Также, если по контуру установить прокладку, неравномерное прижимное усилие может ее разрушить.

Динамометрический ключ позволяет затягивать болты с точностью до сотых долей миллиметра. Кроме того, часто бывает необходимо затянуть гнездо подшипника с высокой точностью.

Производитель рассчитывает значения крутящего момента исходя из типа материала и конструктивных особенностей агрегата. Когда автомобиль создается на заводе, все крепления подтягиваются согласно техническим условиям — как правило, эту работу выполняют сборочные роботы.

А при обслуживании, ремонте, замене деталей необходимое усилие обеспечивает ручной инструмент — динамометрический ключ.

Его главное преимущество — возможность работать в широком диапазоне настроек. Достаточно своими руками выставить предел срабатывания или визуально проверить стрелку динамометра.

То есть универсальный динамометрический ключ не позволяет с одинаковой точностью затягивать гайки с усилием 2 Нм и 100 Нм

Производители инструмента выпускают динамометрические ключи разных диапазонов:

  • наиболее востребованный размер: 40 — 210 Нм. Позволяет выполнять большую часть ремонтных работ по ходовой части автомобиля;
  • точный динамометрический ключ (от 2 Нм до 50 Нм), предназначенный для ремонта и обслуживания двигателей. Настройка карбюратора, затяжка свечей зажигания, сборка коленвала и шатунов. Даже работы по замене впускной или выпускной систем производятся динамометрическим ключом небольшой мощности;
  • предел затяжки от 200 Нм и выше предназначен для несущих элементов мощных конструкций. Что касается машин, то, может быть, только ступичные гайки.

Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?

Есть два конструктивных решения: ограничение крутящего момента и визуальный контроль процесса. Рассмотрим подробно каждый из них.

Так называемая трещотка

Внешне он мало чем отличается от обычного храпового рычага для торцовых головок. Фактически, это все.

Только храповой механизм с регулируемой силой срабатывания превратил обычную рукоятку в динамометрический ключ. Секрет кроется в конструкции с храповым механизмом. Позволяет шестеренке катиться в любом направлении.

В обратном направлении при втягивании ручки для следующего поворота головы усилие минимально. Но в направлении работы, где приложено усилие, зуб храповика соскакивает с шестерни при достижении заданного значения.

В рукоятке штока находится вращающееся сопло. Отрегулируйте натяжение пружины храпового механизма.

Как работает система?

При достижении заданного значения крутящего момента шестерня начинает буксовать. Ручка поворачивается с характерным звуком, но гайка не затягивается.

Динамометрический ключ с храповым механизмом является полуавтоматическим. Позволяет затягивать гайки, не опасаясь чрезмерного затягивания.

Измерительная шкала

Динамометрический ключ не имеет механизма ограничения крутящего момента, но к поворотному механизму прикреплен циферблат или цифровой динамометр. Когда к ручке прикладывается сила, указатель изгибается, и значение прилагаемой силы может быть зафиксировано.

Принцип работы довольно прост: стрелка остается неизменной от головки ключа, а ручка изгибается, как пружина торсиона. В результате шкала перемещается относительно стрелки пропорционально приложенной силе.

Недостаток этой модели — отсутствие автоматического ограничителя. Просто проверьте силу, приложенную к ручке. Это позволяет проводить более точные измерения (в отличие от храповика, который работает незаметно), но при дозировании усилия существует вероятность механической ошибки.

самодельный динамометрический ключ с храповым механизмом сделать сложно, технология требует металлообрабатывающих станков и прецизионной калибровки. А вот инструмент с динамометром для домашнего мастера вполне доступен.

Варианты самодельных динамометрических ключей

Для начала вспомним школьный курс физики. Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр. Не вдаваясь в формулы, на практике это означает: 10 Нм — равно силе 1 кг, приложенной к рычагу длиной 1 метр.

То есть, если вы измеряете 1 метр от центра головки ключа и фиксируете динамометр в этой точке, вы можете измерить момент затяжки гайки с высокой степенью точности.

Универсальная таблица затяжки болтов

На зависимость указывает не только диаметр и шаг резьбы. Одна из важных характеристик — класс прочности. Это ограничение связано с так называемой текучестью металла, когда деформация может привести к отслаиванию, по крайней мере, резьбы, и, по крайней мере, головки болта (стержня шпильки).

недопустимо использовать данную инструкцию при сборке узлов и деталей автомобиля, а тем более колесных дисков! Моменты затяжки, установленные производителем для крепежа, связаны не только с прочностью болтов.

Это может повлиять на геометрию детали, герметичность прокладки. Изменится условия эксплуатации подшипников и сальников.

Устройство динамометрического ключа и его разновидности

Динамометрический ключ — это современная техническая альтернатива примитивным удлинителям труб, использование которых не только безграмотно, но и опасно, поскольку выпадение ключа из трубы вызывает травмы.

Классификация рассматриваемого инструмента составляет:

  • По типу среды, обеспечивающей момент затяжки: это может быть воздух или жидкость.
  • По конструкции привода для передачи крутящего момента и счетного механизма различают динамометрические ключи выключателя и мгновенного действия.
  • По типу системы отсчета: механическая или электронная.

Все современные динамометрические ключи оснащены измерителем крутящего момента. Этот специализированный монтажный инструмент доступен в широком диапазоне достижимых моментов, размеров и точности. Поэтому перед специалистом, регулярно занимающимся монтажно-монтажными работами, рано или поздно возникает вопрос — ключ динамометрический — какой выбрать?

Стрелочный динамометрический ключ

Динамометрические ключи этого типа предназначены для точного контроля условий окончательной затяжки. При достижении желаемого значения крутящего момента ручка плавно перемещается до минимума. Такая конструкция позволяет пользователю ослабить давление на ручку. Точность составляет ± 5% от заданного значения крутящего момента. Чтобы защитить механизм от грязи, он оснащен резиновым сильфоном, а пластиковая ручка позволяет пользователю повторно использовать ключ по назначению.

Первичная калибровка прибора проводится на заводе-изготовителе.

Варианты самодельных динамометрических ключей

Для начала вспомним школьный курс физики. Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр. Не вдаваясь в формулы, на практике это означает: 10 Нм — равно силе 1 кг, приложенной к рычагу длиной 1 метр.

То есть, если вы измеряете 1 метр от центра головки ключа и фиксируете динамометр в этой точке, вы можете измерить момент затяжки гайки с высокой степенью точности.

Этот метод далеко не нов: владельцы автомобилей ВАЗ и УАЗ при ремонте редуктора заднего моста использовали мануал, разработанный в СССР.

Гайка штока, сжимавшая конические кольца подшипников, была затянута с тщательно отмеренным усилием. Момент проверяли с помощью бытового динамометра, а при его отсутствии «точный» измерительный прибор изготавливали из балансира.

самодельный динамометрический ключ из безаря
По сути, это прототип самодельного динамометрического ключа. Фланец приводного вала используется только как рычаг.

Щелчковый динамометрический ключ

Современный дизайн таких ключей разработан с целью достижения максимальной эффективности работы. При заданном значении параметра раздается звуковой сигнал. Этот сигнал отличается от щелкающего звука, который слышен при приложении силы. Гаечный ключ сводит к минимуму путаницу во время работы. Гаечные ключи имеют меньше движущихся частей, что увеличивает надежность инструмента и снижает его износ. Клавиши-фиксаторы держат свою калибровку намного дольше, чем клавиши со стрелками.

Затягивание свечей динамометрическим прибором щелчкового типа

Неправильная затяжка свечи зажигания может иметь серьезные последствия для автомобиля. При несоблюдении момента затяжки важнейшие элементы системы зажигания станка перегреются.

Затяжка свечей зажигания динамометрическим ключом

Порядок действий следующий:

  1. Очистите гнездо, резьбовое соединение в головке блока цилиндров, подготовьте комплект свечей зажигания к установке;
  2. С помощью стандартной свечи зажигания затяните свечу зажигания до резьбы. Действовать нужно осторожно, следя за тем, чтобы резьбовое соединение было затянуто правильно, без перекосов;
  3. Затяните вручную, не прилагая особого усилия;
  4. Установить значение диапазона предельной силы (для свечи Бош, например, 28 Нм);
  5. Вверните свечу зажигания до тех пор, пока ключ не издаст характерный щелчок при достижении заданного момента затяжки. Чередование старых и новых свечей разное.

Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа?

При установке такого инструмента сбоку виден циферблат. Давление зажима регулируется на шкале, и величина силы соответственно изменяется.

Используя кнопку щелчка, необходимо последовательно:

  1. Осмотрите болт / гайку, чтобы установить предел крутящего момента (рекомендуемые значения приведены в инструкциях).
  2. Проверьте относительное положение шкалы, чтобы убедиться, что она соответствует используемой метрической системе.
  3. Установите посадочную головку, которая должна легко входить в головку болта. Восстановите диск.
  4. Начните затягивать по часовой стрелке плавными плавными движениями ручки. При повороте будет слышен характерный щелчок. Признаком окончания момента затяжки является ощущение, что гаечный ключ самопроизвольно отходит от гайки.
  5. Считайте фактический момент затяжки и сравните его с требуемым.

По окончании работы динамометрический ключ необходимо переустановить — это снизит давление на внутреннюю пружину и поможет сохранить ее калибровку.

Предельные усилия для затяжки болтов

Чтобы правильно затянуть болты и гайки автомобиля, не повредив их, мастер должен знать, какие силы они ограничивают в зависимости от длины, диаметров элементов, качества стали, из которой они изготовлены. Эти данные по пределу крутящего момента показаны в таблице.

Резьба / шаг, мм Класс прочности 4.6 Класс прочности 5.8 Класс прочности 8,8 Класс прочности 10.9 Класс прочности 12.9
5 / 0,8 2.1 3.5 5.5 7,8 9,3
6 / 1.0 3,6 5.9 9,4 13,4 16,3
8 / 1,25 8,5 14,4 23,0 31,7 38,4
10 / 1,5 16,3 27,8 45,1 62,4 75,8
12 / 1,75 28,8 49,0 77,8 109,4 130,6
14 / 2,0 46,1 76,8 122,9 173,8 208,3
16 / 2,0 71,0 118,1 189,1 265,9 319,7
18 / 2,5 98,9 165,1 264,0 370,6 444,5
20 / 2,5 138,2 230,4 369,6 519,4 623,0
22 / 2,5 186,2 311,0 497,3 698,9 839,0
24 / 3,0 239,0 399,4 638,4 897,6 1075,2
27 / 3,0 345,6 576,0 922,6 1296,0 1555,2
30 / 3,5 472,3 786,2 1257,6 1766,4 2121,6
33 / 3,5 636,5 1056,0 1699,2 2380,8 2860,8
36 / 4,0 820,8 1363,2 2188,8 3081,6 3696,0
39 / 4,0 1056,0 1756,8 3955,2 4742,4

Как правило, шкала прибора градуируется в Нм, но иногда на ней можно увидеть показатели усилий в килограммах.


Набор динамометрических ключей с принадлежностями

Как пользоваться динамометрическим ключом, видео инструкция

Выводы: • Для использования динамометрического ключа не требуется высшего образования. Достаточно понимать, в каких величинах измеряется крутящий момент. • Даже самой дешевой модели достаточно для большинства работ в вашем гараже.

Динамометрический ключ — это специальный инструмент, приспособление, с помощью которого затягиваются болты и гайки различных узлов и механизмов с требуемым моментом. Эта сила измеряется в Ньютон-метрах (Нм).

Для обеспечения надежной, точной и безотказной работы самые современные механизмы должны быть собраны с максимальной точностью. Отклонение отмеренной прижимной силы может отрицательно сказаться как на качестве агрегата или механизма, так и на сроке его службы.

Электронный динамометрический ключ

Доступны цифровые динамометрические ключи с повышенной точностью процесса, цифровыми показаниями крутящего момента, а также визуальной, звуковой и сенсорной сигнализацией, предупреждающей оператора о достижении определенного крутящего момента.

Это дает пользователям следующие преимущества:

  • Может использоваться с различными настройками крутящего момента.
  • Пользователь получает визуальный (ручка вибрирует), акустический и сенсорный сигнал.
  • Настройки крутящего момента программируются перед началом работы.
  • Заморозьте пиковые показания на ЖК-экране не менее чем на 15 секунд.
  • Подходит для использования в шумной промышленной среде.

Оператор устанавливает нижний и верхний пороги крутящего момента для программирования для получения предупреждающих сигналов. Они необходимы, когда указанные пределы крутящего момента достигаются или нарушаются во время работы с ключом.

В следующем видеоролике показаны основы использования динамометрического ключа, а также, — метод качественной оценки правильности работы динамометрического ключа с помощью подручных средств

Медиа

Один источник

Резьба / шаг мм Класс прочности
4.6 5,8 8,8 10.9 12,9
5 / 0,8 2.1 3.5 5.5 7,8 9,3
6 / 1.0 3,6 5.9 9,4 13,4 16,3
8 / 1,25 8,5 14,4 23,0 31,7 38,4
10 / 1,5 16,3 27,8 45,1 62,4 75,8
12 / 1,75 28,8 49,0 77,8 109,4 130,6
14 / 2,0 46,1 76,8 122,9 173,8 208,3
16 / 2,0 71,0 118,1 189,1 265,9 319,7
18 / 2,5 98,9 165,1 264,0 370,6 444,5
20 / 2,5 138,2 230,4 369,6 519,4 623,0
22 / 2,5 186,2 311,0 497,3 698,9 839,0
24 / 3,0 239,0 399,4 638,4 897,6 1075,2
27 / 3,0 345,6 576,0 922,6 1296,0 1555,2
30 / 3,5 472,3 786,2 1257,6 1766,4 2121,6
33 / 3,5 636,5 1056,0 1699,2 2380,8 2860,8
36 / 4,0 820,8 1363,2 2188,8 3081,6 3696,0
39 / 4,0 1056,0 1756,8 . 3955,2 4742,4

 

Оцените статью
Блог про инструменты